ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ УЧАСТНИКИ КОНТАКТЫ

ФОТО
ВИДЕОФИЛЬМЫ
ЖИВОПИСЬ
ХЕНД МЕЙД
ТЕКСТЫ

Руководство сайта приглашает художников, фотографов, режиссеров, дизайнеров и мастеров во всех областях прикладного искусства принять участие в проекте. Вы сможете создать на сайте свой авторский раздел и рекламировать свои работы совершенно бесплатно. Условия размещения

Предлагаем размещение рекламы, ссылок и заметок со ссылками на этом и других сайтах.
Подробнее...

Крупность плана

Кроме композиции в фотографии важное значение имеет крупность плана. Крупность плана так же призвана максимально сфокусировать внимание на значимых деталях фотографии, убрав из области восприятия менее значимые или даже мешающие.

В какой-то мере выбор крупности плана является частью решения общей композиционной задачи, но в то же время его можно рассматривать как обособленный инструмент фиксации внимания зрителя на тех деталях, которые хочет показать фотограф.

В первую очередь крупность плана - это и есть сам кадр. Чем больше крупность, тем меньше посторонних объектов попадает в кадр и мешает восприятию, а чем меньше крупность, или как говорят, чем более общий план, тем больше в него можно вместить.

При выборе крупности плана нужно понимать, что нельзя объять необъятное. Это, собственно и есть основной секрет. Чем менее крупным будет план, тем больше объектов поместится в кадр и внимание зрителя будет размазано, а фотография будет выглядеть неинтересной и скучной. Слишком крупный план тоже не всегда оправдан, потому что не может передать окружающую обстановку, лишает фотографа возможности поиграть перспективой, тонкостями композиции и другими подобными вещами.

Таким образом, можно констатировать, что крупность плана - это всегда компромисс между концентрацией внимания на детали (максимально крупный план) и попыткой вместить все нужные объекты. Решение этого компромисса для начинающего фотографа всегда следует решать по принципу "бритвы Оккама", то есть, отсекать все лишнее, не брать в кадр объект, без которого хотя бы как-то можно обойтись.

Простой пример - человек у фонтана. Неопытный фотограф, делая такой снимок, старается сделать план общим, чтобы и фонтан целиком вместился, и человек поместился с ногами. Это типичная и частая ошибка. Причем смысла в этом нет ни малейшего, только распыляется внимание зрителя. В данном случае следует выбрать наиболее эффектную часть фонтана (например, чашу или одну из интересных струй) и поставить человека на ее фоне так, чтобы можно было снять его по пояс или даже по грудь. Тогда в кадр не попадет ничего лишнего, ни случайные люди, ни припаркованные машины, ни рекламная вывеска, и снимок получится очень красивым, подчиненным четкой идее - именно этот человек именно у этого фонтана, а не просто фонтан с какими-то машинами и людьми вокруг него.

Композиция в фотографии Ошибка композиции
Характерная ошибка: человек и доска сфотографированы целиком. Фотография не имеет ни документальной, ни художественной ценности Ни человек, ни доска не помещаются в кадр целиком, благодаря этому композиция более удачна, снимок передает больше деталей и выглядит более художественно


Брать общие планы имеет смысл только в том случае, когда нужно показать размер или величие основного объекта - горы, большого корабля, машины, полной людей, заполненного стадиона и тому подобных цельных объектов. А вот брать общий план сцены, чтобы поместились сразу все актеры, не имеет смысла, поскольку такой снимок будет унылым, скучным и иметь чисто документальную ценность при полном отсутствии художественности. Куда лучше сделать поясные планы всех актеров в отдельности на фоне удачных фрагментов декораций.

Конечно, общие планы не менее важны, в них есть своя красота. Но снимать их очень сложно и не всегда возможно. Для общих планов нужна уникальная или специально подготовленная натура. Например, снимая группу людей на пикнике посреди лесной поляны, придется убрать с поляны весь мусор, способный попасть в кадр. Потому что именно мусор привлечет внимание зрителя. Но построить кадр так, чтобы мусор в него не попал проще, а зачастую и красивее.

Таким образом, можно сделать вывод, что для начала надо научиться делать максимально крупные планы, а затем, по мере нарастания опыта, делать снимки более общими. Основная задача - научиться выделять крупностью плана сначала деталь предмета, например пламя зажигалки, стрелку часов, клавишу "ввод" на клавиатуре. При этом следует помнить, что такие крупные планы все равно должны быть подчинены правилу третей в композиции. То есть, как бы крупно вы ни снимали клавишу "ввод", очевидно, что в кадр попадут и другие клавиши. Ваша задача сделать такой снимок, чтобы зритель однозначно интерпретировал фотографию как изображение клавиши "ввод", не смотря на присутствие других клавиш. То есть, она должна выделяться композицией, например, находиться в одной из значимых частей кадра, на пересечении композиционных линий.

Когда такие снимки начнут получаться, следует постепенно обобщать план. Снимать часы целиком, клавиатуру целиком, зажигалку в руке, экспериментируя с практическим применением правила третей. После этого можно пытаться снять и группы объектов.

Читайте в разделах:

КАК СДЕЛАТЬ КРАСИВУЮ ФОТОГРАФИЮ
КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ
КРУПНОСТЬ ПЛАНА
КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНОВ
ТЕНИ И ПЯТНА
ГЕОМЕТРИЯ КАДРА
ПРОХОЖДЕНИЕ ЛИНИИ ГОРИЗОНТА
ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
ЦВЕТ, КОЛОРИСТИКА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА




* Вниманию вэбмастеров, халявщиков и пиратов! Воровство текстов с сайта бессмысленно, так как ворованные тексты не будут уникальными и не помогут вам в продвижении вашего сайта. За это грозит банн Яндекса, т.к. он определяет очередность размещения текстов.