ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ УЧАСТНИКИ КОНТАКТЫ

ФОТО
ВИДЕОФИЛЬМЫ
ЖИВОПИСЬ
ХЕНД МЕЙД
ТЕКСТЫ

Руководство сайта приглашает художников, фотографов, режиссеров, дизайнеров и мастеров во всех областях прикладного искусства принять участие в проекте. Вы сможете создать на сайте свой авторский раздел и рекламировать свои работы совершенно бесплатно. Условия размещения

Предлагаем размещение рекламы, ссылок и заметок со ссылками на этом и других сайтах.
Подробнее...

Композиция в фотографии

Одним из основных инструментов, позволяющих сделать фотографию красивой, является композиция кадра. Именно композиция в фотографии заставляет зрителя увидеть именно то, что хотел показать фотограф. Именно композиция фиксирует восприятие на тех или иных объектах съемки, выделяя главные и оттеняя второстепенные.

Дело в том, что в обычной жизни наше восприятие устроено таким образом, что мы неодинаково видим все объекты, попадающие в поле нашего зрения. К примеру, мы смотрим на группу стоящих людей, фиксируем факт того, что их трое, но НАИБОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ обращаем на девушку, а не на парней рядом с ней. Таким образом, благодаря особенности нашего восприятия, мы как бы выделяем для себя объекты с большей или меньшей значимостью. Смотрим на море, но внимание концентрируем на волнах или корабле. Когда же мы рассматриваем фотографию, то целиком воспринимаем ее как объект, а потому, если на снимке группа из трех человек, мы только одним способом можем понять, к кому именно из них хотел привлечь наше внимание фотограф. И этот способ - композиция кадра. Одна и та же группа людей, в зависимости от композиции, может выглядеть как "группа из трех человек" или "два парня и девушка" или даже как "девушка с двумя парнями", что отнюдь не одно и то же. В первом случае все объекты равноценны, во втором девушка имеет большее значение, а в третьем - первостепенное. И за то, как именно будет восприниматься снимок, отвечает в первую очередь композиция.

В общих чертах под композицией фотографии можно понимать определенные правила расположения объектов в кадре, позволяющие избежать распыления внимания зрителя или сконцентрировать это внимание на определенных деталях. Ведь скучными и неинтересными выглядят именно те фотографии, в которые не вложено какой-то внятной идеи, а, следовательно, внимание зрителя распыляется на множество объектов. В статье "Как сделать красивую фотографию" рассказывается о важности вложенной в снимок идее, и вот как раз композиция является важнейшим инструментом реализации этой идеи.

Итак, следует понимать, что задачей композиции является сепарация, то есть, разделение объектов по степени важности для выражения той или иной идеи фотографа. Например, можно снять гору. И это будет просто гора, таких снимков масса и они мало кому интересны. А можно снять ту же гору так, что это будет снимок "Очень большая гора", и тогда он уже будет приковывать внимание зрителя. Так чем просто гора отличается от очень большой горы на снимке? В основном композицией, в данном случае - прохождением линии горизонта и композицией перспективных планов, по сопоставлению с которыми можно судить о размере горы.

В композиции существует достаточно много правил, причем довольно сложных, но все эти правила рождаются из одной очень простой композиционной концепции, освоив и осознав которую, вы уже сможете делать если не гениальные фотографии, то в любом случае выделяющиеся из общей массы. Суть этой концепции состоит в так называемом правиле третей или значимых зон кадра.

Чтобы понять, как это использовать на практике при создании композиции фотографии, необходимо мысленно (а иногда и в фотошопе) разделить кадр сеткой, изображенной на рис. 1.

Правило третей
Рис.1


Правило третей Правило третей в композиции
Значимый объект съемки помещен в один из узлов сетки, согласно правилу третей в композиции Результат использования правила третей: фото выглядит красивым, т.к. цветок находиться в значимой части кадра, и ярко демонстрируется окружающее пространство


Правило третей Ошибка композиции
Ошибка композиции: цветок не попадает ни в один из узлов сетки Результат ошибки: снимок ничего не выражает, фотография выглядит пустой и ненасыщенной


Перед тем, как нажать спуск фотоаппарата, нужно мысленно разделить кадр такой сеткой, и поместить значимые объекты, к которым вы хотите привлечь внимание зрителя, в ее узлы. Ответ на вопрос "почему именно в узлы" довольно прост - такова особенность человеческого восприятия. Именно на пересечении вертикальных и горизонтальных третей видимого пространства концентрируется максимальное внимание. Ну, природа так вот нас создала.

Из этого простого правила следует другое, причем совершенно неочевидное. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ РАСПОЛАГАТЬ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ В ЦЕНТРЕ КАДРА. По большому счету объект в центре кадра сильнее всего распыляет внимание и делает кадр наименее выразительным. Именно поэтому большинство вывешенных в Интернете фотографий кажутся такими неинтересными. Ведь начинающие фотографы, не знающие о правиле третей, стараются важный объект расположить именно в центре кадра, чем начисто убивают композицию.

Тем ни менее, существуют совершенно гениальные фотографии с главным объектом расположенным точно в центре. Но для этого уже нужна рука и глаз мастера, который видит, почему и в каком случае допустима подобная нестандартная композиция. Чаще всего объект, расположенный в центре кадра, компенсируется цветовым решением, геометрией кадра или еще менее очевидными вещами. В любом случае следует помнить, что для нарушения правил надо сначала научиться их выполнять.

При фотографировании людей и движущихся объектов для создания правильной композиции следует учитывать направление взгляда и вектор движения. Так, если лицо человека снято в профиль или в три четверти оборота, перед лицом, а не за затылком следует оставить две четверти кадра. Если человек идет в каком-то направлении, то больше места следует оставлять перед ним, а не за ним. То же касается любых движущихся объектов, катеров, самолетов, машин, мотоциклов и тому подобное. Зрительно движущемуся объекту нужно как бы оставить место для движения. Поэтому нельзя располагать его в центре и нельзя оставлять позади больше места, чем спереди. И даже при съемке стоящего мотоцикла, автомобиля или катера следует придерживаться этого правила - перед капотом, перед носом, перед передним колесом кадр должен быть свободнее, чем сзади.

Композиция в фотографии Ошибка композиции
Перед человеком оставлено пустое пространство по вектору движения. Кадр выглядит свободным Перед человеком не оставлено пространство по вектору движения. Кадр выглядит тесным


Из более сложных и менее очевидных правил нужно отметить необходимость "обрезки" малозначимых зон кадра. Объяснить суть этого правила не так-то просто, а понять еще сложнее, но в общих чертах она сводится к тому, чтобы максимально насытить кадр значимыми деталями в ущерб менее значимым. Так, чистое небо без облаков мало информативно, а потому нет смысла оставлять над головой человека много места. Если же в небе красивые облака, следует попытаться вписать их в композицию. То же касается равномерно окрашенных стен и других поверхностей. Дополнительно это правило будет разъяснено в статье о крупности плана.

Читайте в разделах:

КАК СДЕЛАТЬ КРАСИВУЮ ФОТОГРАФИЮ
КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ
КРУПНОСТЬ ПЛАНА
КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНОВ
ТЕНИ И ПЯТНА
ГЕОМЕТРИЯ КАДРА
ПРОХОЖДЕНИЕ ЛИНИИ ГОРИЗОНТА
ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
ЦВЕТ, КОЛОРИСТИКА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА




* Вниманию вэбмастеров, халявщиков и пиратов! Воровство текстов с сайта бессмысленно, так как ворованные тексты не будут уникальными и не помогут вам в продвижении вашего сайта. За это грозит банн Яндекса, т.к. он определяет очередность размещения текстов.