ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ УЧАСТНИКИ КОНТАКТЫ

ФОТО
ВИДЕОФИЛЬМЫ
ЖИВОПИСЬ
ХЕНД МЕЙД
ТЕКСТЫ

Руководство сайта приглашает художников, фотографов, режиссеров, дизайнеров и мастеров во всех областях прикладного искусства принять участие в проекте. Вы сможете создать на сайте свой авторский раздел и рекламировать свои работы совершенно бесплатно. Условия размещения

Предлагаем размещение рекламы, ссылок и заметок со ссылками на этом и других сайтах.
Подробнее...

Композиция планов

В статье "Как сделать красивую фотографию" и в уроках о крупности плана и композиционных приемах говорилось о важности зрительного выделения важного объекта среди второстепенных объектов и фона. Композиция кадра и крупность плана являются важными, но не единственными инструментами фиксации внимания зрителя.

Внутрикадровая композиция планов оказывается очень весомым подспорьем для фотографа, уже овладевшего навыками композиции фотографии и выбора правильной крупности плана. Суть композиции планов заключается в оттенении или подчеркивании важного объекта съемки за счет проявления внутренней перспективы и объемности кадра.

Очевидно, что объема в привычном понимании на плоском двумерном снимке нет и быть не может. Но в обычной жизни мы смотрим на мир двумя глазами, наше восприятие к этому привыкло, а потому фотограф должен уметь ИМИТИРОВАТЬ объем не при помощи бинокулярности зрения, которая отсутствует при просмотре фотографии, а за счет откровенной масштабной разницы между деталями переднего, среднего заднего плана и фона.

Самый простейший пример это подчеркивание размера объекта за счет сопоставления масштаба с другим объектом, размер которого привычен и известен. Если вы фотографируете хорошую модель автомобиля, то зачастую трудно понять, модель это или настоящий автомобиль. Но если модель поместить на передний план, а на заднем будет видна ступня хозяина модели или его рука, то размер модели станет очевидным.

При этом нельзя допускать распространенной ошибки начинающих фотографов, рассмотренной в уроке о крупности планов, то есть, нельзя снимать человека целиком с моделью у его ног. Такой снимок будет иметь только документальную ценность и будет лишен всякой художественности. Куда лучше снять крупным планом модель со ступней или рукой хозяина на заднем плане, а потом грудной или поясной портретный план владельца с моделью в руке. Обе эти фотографии будут намного ярче передавать суть события, чем один снимок, снятый общим планом, где сама модель будет едва видна, а человек будет просто стоять, то есть, его ноги не будут нести никакой полезной или художественной информации.

Надо отметить, что ноги и самая макушка головы человека лишь в особых случаях несут полезную и художественную информацию. Макушка лишь в случае, когда надо показать необычную прическу персонажа или необычный головной убор целиком. А ноги только в тех случаях, когда персонаж ими что-то делает, например, танцует, катается на роликах, скейте, лыжах, играет в классики, в мяч и тому подобное. Во всех же остальных случаях следует брать поясные или грудные планы. Так же следует помнить, что план по колено вообще лишен смысла и его следует избегать.

Таким образом, при композиции планов с людьми следует учитывать четыре основных крупности. Общий план, когда человек помещается в кадр с ногами. Поясной, когда человек в кадре по пояс сверху или по пояс снизу. Грудной, когда человек снят по грудь сверху. И портретный, когда в кадре только лицо. Существует еще план, называемый деталью, то есть, в кадр помещается только часть лица, например, только глаза или даже только один глаз, но такие сложные планы получается только у опытных фотографов.

То же самое можно сказать о любом объекте. Дом целиком - общий план. Крыльцо дома - средний. Ступеньки крыльца - крупный. Гвоздь, вбитый в ступеньку - деталь.

Именно из этих планов, из их набора создается композиция планов в кадре. Это означает, что никакой из объектов съемки не может быть взят в кадр В ПРОИЗВОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ. Внутрикадровый размер любого объекта, как первостепенного, так и второстепенных, и даже детали фона должны подчиняться законам композиции планов, то есть, закону СОЧЕТАНИЯ КРУПНОСТЕЙ.

Композиция планов Композиция планов
Расстановка акцентов с применением композиции планов. Оба объекта, бабочка и цветок, взяты одинаковым общим планом, поэтому воспринимаются равноценно.
Снимок можно назвать "Цветок с бабочкой"
Композиция планов меняет акцент. Цветок взят очень крупно (целиком не помещается в кадр), а бабочка снята общим планом, поэтому воспринимается более значимой. Снимок можно назвать "Бабочка на цветке"

К примеру, человек с попугаем на плече. Общий план человека с ногами, как уже рассмотрено выше, чаще всего не имеет никакой художественной ценности, а потому начинающему фотографу лучше таких кадров избегать. Тут-то и понадобится умение компоновать планы. Берем грудной план человека и общий план попугая у него на плече, вписываем все в сетку правила третей, так чтобы и лицо человека, и попугай были на пересечении линий и получаем красивую фотографию, которую можно где угодно публиковать и кому угодно показывать.

В примере с моделью автомобиля берем модель общим планом, чтобы она вошла целиком и со всеми подробностями, а от человека берем деталь, только ступню или руку. Это будет фотография МОДЕЛИ (не ее хозяина), по которой можно оценить все ее детали, а так же размер, в сравнении с объектом заднего плана.

Если же непременно хочется в одном снимке показать и модель и хозяина, то модель в руке следует взять на передний план целиком, а лицо хозяина поместить на задний план так, как поместится (либо портрет, либо узнаваемая деталь).

Особенно важно это правило при съемке людей с цветами, флажками, хлопушками, игрушками и другими значимыми объектами в руках. Человек, взятый в кадр целиком, с ногами, и держащий букет в руке не будет иметь ровно никакой художественной ценности. А вот грудной план человека с букетом, даже если букет целиком не помещается в кадр, будет во много раз художественнее и красивее. Почему? Потому что выше будет и детализация лица (видны будут эмоции) и детализация цветов. Еще лучше поместить цветы на передний план, а лицо человека снимать через букет, такая фотография будет еще интереснее и красивее.

Пробуйте играть с композицией крупности! Например, можно компоновать деталь с деталью, зачастую это дает поразительно красивые эффекты. Например, часть лица человека с сигаретой во рту, который держит в руке зажигалку, от которой видно только пламя. Это выглядит очень красиво. А прикуривающий человек на поясном плане не выглядит уже никак, потому что на такой фотографии не видно ни фактуры пепла, не фактуры пламени, ни отсвета на лице. Помните, что красота фотографии всегда в деталях. То же при откусывании человеком яблока. Попробуйте взять в кадр только часть лица и часть яблока, и сразу станет очевидной важность подробной детализации объектов съемки.

С пейзажами часто наоборот. Задний план нужно брать как можно общее, а передний достаточно крупно. Например, грудной план человека на фоне общего плана гор будет выглядеть красивее, чем общий план человека (когда он целиком, с ногами) на фоне тех же гор.

Таким образом, можно заключить, что суть композиции планов заключается в помещении нескольких объектов с разными крупностями в один кадр. При этом любой объект должен восприниматься фотографом НЕ КАК ЦЕЛОЕ, а как НАБОР ДЕТАЛЕЙ. Не человек, а голова, глаза, нос, рот. Не рука, а запястье, кисть, пальцы, ногти. Не пейзаж, а гора, крепость, облака в небе. Именно такая перестройка мышления необходима фотографу для правильной композиции планов. Если воспринимать объекты целиком, красота деталей, а вместе с ней красота снимка, всегда будут у скользать от зрителя. Не гонитесь за целостностью объекта! Лучше сделать несколько снимков разных деталей, чем один, на котором поместится все. Лучше снять яркую деталь, характеризующую объект (соцветие, а не весь цветок, лицо, а не всего человека, зубцы на башне, а не всю башню), чем весь объект в ничего не выражающем кадре. При этом другие объекты, кроме главного, могут компоноваться в виде общего плана. Например, вся пчела над соцветием, вся птица над зубцами башни, вся сигарета в губах, весь стакан в пальцах руки.

Читайте в разделах:

КАК СДЕЛАТЬ КРАСИВУЮ ФОТОГРАФИЮ
КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ
КРУПНОСТЬ ПЛАНА
КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНОВ
ТЕНИ И ПЯТНА
ГЕОМЕТРИЯ КАДРА
ПРОХОЖДЕНИЕ ЛИНИИ ГОРИЗОНТА
ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
ЦВЕТ, КОЛОРИСТИКА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА




* Вниманию вэбмастеров, халявщиков и пиратов! Воровство текстов с сайта бессмысленно, так как ворованные тексты не будут уникальными и не помогут вам в продвижении вашего сайта. За это грозит банн Яндекса, т.к. он определяет очередность размещения текстов.